ЙОГА, ТОНКАЯ И ГРУБАЯ
Существует несколько определений йоги, наиболее значительные из них: Йогашчиттивриттиниродха («йога это приостановка деятельности ума», Патанжали) и Самйога джога итьюктах дживатма параматманах («йога это слияние единичной души и Высшей души», тантризм).
Эти определения дополняют друг друга, первое определяет метод, а второе финальную цель. В свете двух этих авторитетных определений большинство современных школ йоги, не могут называться йогой в силу своей незавершенности, а следовательно неспособности удовлетворить данным определениям.
Множество современных школ сфокусировано на сугубо физическом аспекте, а именно: асана и пранаяма. Но даже на этом уровне, практика может быть тонкой, а может быть и грубой. Правильное выполнение асан, правильное умонастроение и стиль, преобразуя тело и ум практика, наделяют его способностью медитировать. И грубая (раджасичная) практика, начисто лишает человека этой способности. Такие люди могут медитировать с простыми методами, как например медитация на дыхание или медитация осознанности, но не более. Медитация, включающая в себя активное уничтожение самскар (кармы), подразумевающая очищение глубинных пластов ума, становится полностью невозможной.
Движение в направлении духовности имеет свои признаки, оно сопровождается постепенным уменьшением влияния врагов души (вожделение, гнев, жадность, привязанность, гордость и зависть), и вместе с этим в искателе проявляются спокойствие, любовь и мудрость, которые являются нашим естественным состоянием. Ровно наоборот происходит, когда практика йоги осуществляется в грубом стиле, растут враги души, такие как гордость, зависть и пр., то есть происходит духовная деградация. Эта плата слишком велика за улучшение физического здоровья, потому что согласно философии йоги, смысл нашего рождения состоит в движении к духовной реальности. В этой статье, я хочу перечислить несколько пунктов, которые делают практику тонкой или грубой.
1. Практика йоги должна сочетаться с нравственным совершенствованием. Ее первые ступени это Джама и Нияма, система предписаний и запретов, нравственные законы. Можно накапливать сколько угодно душевной энергии, но если нравственный фундамент слаб, вся эта энергия рано или поздно, направит ум к деградации. Джама и Нияма, в своих принципах Ишвара Пранидхана (обретение прибежища во Всевышнем) и Брахмачарья (практика видения Высшего во всем) уже подразумевает наличие ежедневной базовой медитации.
2. Цель. Этот пункт вытекает из предыдущего. Если цель это исключительно физическое здоровье и красота, такая практика называется авидья (невежественная). Большинство людей совершенно не отдают себе отчета, что истинное стремление души это счастье, а не физическая привлекательность, долголетие и пр. В силу этого заблуждения, люди неправильно расставляют приоритеты, и остаются несчастными. Здесь очень большая ответственность ложится на учителя. Если он сам является сильным духовным практиком, он создаст правильную атмосферу и направление на йога классе, и будет способствовать развороту своих студентов к духовности.
3. Стхира сукхам асанам (Спокойная и счастливая поза есть асана). Спортивный подход «быстрее, выше, сильнее» абсолютно неприемлем в практике йоги. Асаны это очень органичные упражнения, которые базируются на расслаблении, успокоении и остановке ума. Соревновательность в йоге совершенно неуместна. Вы ни с кем не соревнуетесь, ни с другими, ни с собой. Акцент должен быть на счастье и расслаблении во время самой практики, а не на получении результатов.
4. Диета. Асаны глубоко преобразуют тело, делают его тоньше. Такому тонкому телу необходима легкая и питательная диета. Качества души также должны преобразовываться. Каждая клетка нашего тела обладает инстинктами, которые зависят от диеты и влияют на сознание. Совокупный инстинкт всех клеток это огромная сила, и если этот инстинкт груб, с ним очень сложно совладать, очень сложно соблюдать нравственные принципы. Лакто-вегетарианская диета лучше всего подходит для практики йоги. Если спустя, несколько лет практики, человек так и не перешел на саттвичную (тонкую) диету, можно делать вывод, что сам стиль практики йоги – груб, и тонкого преобразования не происходит. (Иначе человек просто не смог бы питаться как раньше).
5. После практики, тело должно быть отдохнувшим, имеется заряд энергии в сочетании с глубоким спокойствием. Если эта энергия напоминает ту, которую человек получает после чашки кофе или чая, будьте уверены – практика неправильна.
6. В йога практике не требуется выполнять 20-40 асан «чтобы проработать все тело». Для проработки всего тела лучше заняться лечебной физкультурой. Йога ориентирована на массаж внутренних органов и очень тонкое и глубокое воздействие на эндокринные железы. Выполнение длинных последовательностей асан только сбивает тело с толку, оно не может понять чего вы от него хотите. Для ежедневной практики требуется 4-6 асан, выполненных глубоко и спокойно. Этот комплекс также нужно подбирать индивидуально каждому человеку. Между асанами важно делать шавасану (расслабление), а в конце – самомассаж.
7. Избегайте насилия. Иногда инструктора в прямом смысле слова заставляют своих студентов стоять в асане. Человек трясется, но стоит. Такая насильственная практика производит возмущение в уме, возбуждает прану (жизненную силу) и выводит разум из равновесия. Она не сочетается с духом истинной йоги. Освоение упражнений должно идти постепенно, без ориентации на форму. Нужно слушать тело, знать его границы и постепенно расширять их. Это тонкая линия, и не насиловать себя, и не позволять лениться. Но только мы сами знаем где эта золотая середина. Относитесь к своему телу с уважением, слушайте его потребности.
8. Йога это духовная практика, движение к любви и гармонии, и это самое главное, что нужно помнить.